Непальские народные сказки

Кратко о стране и народе

НЕПАЛ (Королевство Непал) — государство в Южной Азии, в центральной части Гималаев. Площадь 147,2 тыс. км2. Население 24,7 млн. человек (2004 г.). Свыше половины населения составляют непальцы (непали). Государственный язык — непальский. Государственная религия — индуизм (86% населения). Остальные: 8% исповедуют буддизм, 4% — ислам. Столица — город Катманду.

Король Непала почитается как земное воплощение бога Вишну. Буддизм исповедуют в основном народы Гималайского региона и тибетцы. На территории Непала находится ряд важнейших культовых мест для буддистов и индуистов всего мира. Считается, что именно в районе современного южнонепальского городка Лумбини в 6 в. до н.э. родился царевич Шакьямуни — Будда.

Территория Непала заселялась в ходе миграций из соседних регионов на протяжении многих веков. Население Непала говорит почти на 60 языках и диалектах (14 из них имеют письменность) двух языковых семей — индоевропейской (непали — 53% населения, бихарцы, майтхили и бходжури 18%, тхару 4%) и китайско-тибетской (невары 3%, магары 2%, бхутия, шерпы, гурунги, лимбу).

Непали расселены в основном в центральной и юго-западной части страны. В средней части страны живут также невары, к западу от них — гурунги и магары, к востоку — таманги, кирати, лимбу, лепча, сунвары. В высокогорных долинах крайнего севера страны живут шерпа и бхотия, близкие к тибетцам. Южная низменность населяют бихарцы, а также близкие к ним тхару. Высшие государственные посты занимают непали. Шерпы известны как искусные скалолазы.

В середине 1 тыс. до н.э. на тераях (участках предгорных джунглей) обитали племенные объединения видехов, шакья, малла, личчхавов. Горные долины Непала были заселены в эпоху мезолита экваториальными и монголоидными племенами. Время возникновения первых государственных образований в горных долинах неизвестно.

На протяжении веков королевство Непал оставалось разделенным на множество независимых княжеств. История Непала берёт истоки в 8—7 вв. до н.э., когда на территорию Непала пришли племена кирати. О них сохранилось мало сведений, только что их основными занятиями были овцеводство и земледелие, и они были вооружены длинными ножами. Имя их первого царя — Яламбар — упоминается в древнеиндийском эпосе «Махабхарата». Во времена кирати в долине Катманду распространился буддизм.

Последний царь кирати был свергнут личчхавами, вторгшимися около 300 г. н.э. в долину Катманду из северной Индии.

В первые века н.э. в долине Катманду возникло раннефеодальное государство во главе с династией Личчхавов. Это государство (именуемое в индийских источниках Непалом) развивалось под влиянием индийской цивилизации и установило связи с Тибетом и Китаем. Влияние буддизма стало ослабевать, господствующее положение стал занимать индуизм. Возникшая в те времена в Непале кастовая система сохранилась до наших дней. Наибольшего политического и военного могущества личчхавы достигли при Манадеве I. Известно также, что в 5—7 вв. н.э. государство личчхавов вело борьбу с крупным северным княжеством, населенным тибетскими племенами.

После распада государства Личчхавов в 8 веке, единое государство в долине Катманду было воссоздано только в начале 13 в. Низкий уровень развития, природные барьеры, этническая пестрота обусловили политическую раздробленность Непала в течение почти всего Средневековья. Этот период нестабильности и иностранных вторжений получил название «тёмных веков» в истории Непала.

В 879 г. в долине Катманду воцарилась династия Тхакури, представитель которой царь Аридева в начале 13 в. стал основателем новой династии Малла, правившей до 1769 г. Эпоха правления Малла носит название «Золотая эра», хотя началось правление Малла не очень удачно: катастрофическое землетрясение унесло жизни тысяч жителей долины Катманду, завоеватели, вторгшиеся с северо-запада, захватили и разрушили Патан в 1311 г.

Малла являлись последователями культа бога Шивы, но в то же время их считали реинкарнацией бога Вишну, а их веротерпимость по отношению к буддизму привела к процветанию в Непале тантрической (гималайской) формы буддизма. Наиболее известным из первых правителей Малла был Хари Сингх (1330 г.). В долине Катманду в то время существовало три могущественных города-государства — Кантипур (Катманду), Лалитпур (Патан) и Бхадгоан (Бхактапур), возглавляемые королями. Тогда же было начато строительство самых значительных храмовых комплексов. Центром такого города-государства с мощными крепостными стенами служила площадь перед королевским дворцом, неподалеку — дворцы высшей аристократии и дома представителей привилегированных каст. В 1372 г. основатель 3-ей династии царей Малла Джайястхити Малла завоевал Патан, позже Бхактапур, объединив их в единое государство. Во времена правления Якши Малла (1428—82) пределы королевства расширились на юге до реки Ганг, на севере — до границы с Тибетом, на западе — до долины реки Кали Гандаки, на востоке — до Сиккима.

В 15 в. единое государство в долине Катманду вновь распалось на княжества. В 8—11 вв. в Непал устремляются буддисты, избежавшие принудительного обращения в индуизм; в 14—17 вв. — индусы из высших каст северо-индийских провинций. Вследствие таких миграций сформировалась народность кхасов, говоривших на языке индоарийской группы кхас-кура (современный непали). К 15—16 вв. кхасы стали наиболее многочисленной этнической группой на территории Непала. В 16—17 вв. правитель Рам Шах укрепил позиции кхасско-магарского княжества Горкха. Воспользовавшись отсутствием единства среди княжеств, гуркхи (горкхи) в 1769 г. под предводительством Притхви Нараяна завоевали княжества Макванпур, Катманду, Патан, Бхадгаон, а позднее и земли киратов. Он же встал во главе новообразованного непальского государства со столицей Катманду, основав современную правящую династию.

В конце 18 в. территория Непала достигла границ Кашмира на западе и Сиккима — на востоке. Армия гуркхов покорила территорию, выходящую далеко за границы современного Непала. Однако её вторжение в Тибет было остановлено тибетскими и китайскими войсками в 1792 г.

Со второй половины 18 в. на историческую судьбу Непала начала оказывать влияние английская Ост-Индская компания, владения которой приблизились к границам Непала. В 1814 г. Ост-Индская компания, обвинив гуркхов в нападении на английские пограничные пункты, объявила войну Непалу. По Сегаульскому договору 1816 г. Непал уступил Ост-Индской компании ряд своих территорий и был вынужден допустить в Катманду английского резидента; под английский контроль были взяты внешние сношения Непала с другими государствами.

В 1846 г. глава феодального рода Рана Джанг Бахадур при поддержке Ост-Индской компании осуществил в Непале государственный переворот, вошедший в историю как «резня в Кот». Во дворе Кот королевского особняка были убиты несколько сотен представителей знатнейших родов Непала. Джанг Бахадур занял пост премьер-министра, передав его после своей смерти своим наследникам, члены рода Рана заняли ключевые посты. Король сохранил за собой номинальный титул главы государства.

В правление рода Рана (1846—1951 гг.) Непал исправно направлял своих солдат в ряды британской колониальной армии. Значительное распространение получило долговое рабство. За годы правления рода Рана из Непала эмигрировало свыше 3 млн. человек.

После Второй мировой войны создались благоприятные условия для становления новой непальской государственности. Заметно активизировалась деятельность непальской политической эмиграции в Индии. В 1947 г. в Калькутте была основана партия Непальский национальный конгресс, руководящие позиции в которой заняли выходцы из непальских феодальных родов и мелкобуржуазной интеллигенции. В специфических условиях Непала демократическое движение проходило под лозунгом возвращения королю его власти, узурпированной Рана. После аннексии Тибета Китаем в 1950 г. в Непал хлынул поток тибетских беженцев.

В 1951 г. в Непале вспыхнуло народное вооруженное восстание, режим Рана пал. Власть короля была восстановлена. Король Трибхувана (правил в 1911—1955 гг.) отменил институт наследственных премьер-министров. Временная конституция Непала провозгласила конституционную монархию и декларировала гражданские права и свободы, однако конституция 1959 г. их значительно ограничила. На первых парламентских выборах в 1959 г. победу одержал Непальский конгресс.

В 1960 г. в обстановке обостряющихся социальных и экономических конфликтов король Махендра распустил парламент и правительство, взяв на себя всю полноту законодательной и исполнительной власти. В 1961 г. была запрещена деятельность всех политических партий. В 1962 г. были приняты поправки к конституции, вводившие беспартийную систему панчаятов (органов местного самоуправления), просуществовавшую вплоть до конца 1980-х гг.

В 1990 была принята новая редакция конституции Непала, предусматривающая становление парламентской демократии на многопартийной основе.

Национальный праздник — 7 июля — День рождения правящего короля Гьянендры.

 
 
Главная Контакты Гостевая книга Ссылки О сказках

© 2012—2017 Сказки народов мира.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.