Адыгейские народные сказки
Кратко о народе
АДЫГЕЙЦЫ (самоназвание — адыге) — это народ, живущий в России, коренное население Адыгеи. Численность адыгейцев в России 125 тысяч человек. Немного адыгейцев живёт в Турции и арабских странах. Адыгейцы — один из трёх адыгских народов. К этой группе относятся также кабардинцы и черкесы. Верующие адыгейцы — мусульмане-сунниты.
АДЫГЕЯ (Адыгейская Республика) находится в Российской Федерации, расположена в северо-западной части Кавказа, на левобережье рек Кубани и Лабы. Площадь республики 7,6 тысяч км2. Население 446,5 тыс. человек, из которых 294 тыс. русские, 95 тыс. адыгейцы. Столица — город Майкоп.
Адыгейская автономная область образована в 1922 г. и до 1991 года была в составе Краснодарского края. С 3 июля 1991 года — Адыгея получила статус республики в составе Российской Федерации.
Древнейшие следы человека, обнаруженные на территории Адыгеи, относятся к эпохе нижнего палеолита. В середине 1 тыс. до н.э. вдоль восточного побережья Азовского и Чёрного морей жили древние меоты, синды, керкеты (предки адыгов, кабардинцев и черкесов). Позже, в результате оттеснения готами, произошло слияние адыгских племён с сарматскими.
Адыгейская народность сложилась приблизительно в 13 веке. Они занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, охотой, пчеловодством, были знакомы с обработкой металла и гончарным производством, ювелирными ремёслами. Вплоть до 15 века адыги вели обмен натурального меха на соль, ткани, оружие и предметы роскоши. По территории Адыгеи в средние века проходил из Европы в Азию Великий шёлковый путь. В 13 веке, после упорного сопротивления, адыги были подчинены Золотой Ордой. В 16—18 веках против адыгов вели захватнические войны турецкие султаны и их вассалы — крымские ханы. Они опустошали целые районы, уводили массу пленных, насильственно вводили ислам. Угроза хозяйственного разорения, ассимиляции и полного физического истребления заставила адыгов искать покровительства России.
В 1552 г. в Россию было послано посольство из представителей адыгских племён с просьбой к царю, чтобы он «вступился за них... от крымского царя оборонил». Последующие посольства 1555—57 гг. представляли уже адыгейцев, черкесов и кабардинцев. С этого времени адыго-кабардинские земли официально добровольно присоединились к владениям России. До конца 19 века Адыгея была окраиной Российского государства с полуфеодально-патриархальным укладом жизни. За время советской власти Адыгея превратилась в аграрно-индустриальную республику, с хорошо развитыми отраслями промышленности.
В Адыгее находится множество памятников истории и культуры разных исторических эпох. К эпохе бронзы восходят золотые и серебряные сосуды, фигурки львов и быков из Майкопского кургана, многочисленные дольмены; к раннежелезному веку — замечательные образцы «звериного стиля», ювелирные изделия, керамика, остатки жилищ-крепостей, оборонительных башен, культовых сооружений. Адыгейские народные инструменты — камыль (инструмент типа флейты), шичепшин (смычковый), пхачич (ударный), а с середины 19 века получила распространение гармонь. Русские композиторы Глинка и Алябьев, познакомившись с адыгейской народной музыкой, использовали её в своём творчестве.
Адыгейский язык относится к абхазско-адыгейской группе кавказских языков. Адыгейская письменность на основе русского алфавита создана в 1918 г. Основоположником адыгейской литературы был народный поэт Адыгеи Цуг Теучеж. Историческая память адыгов проявляется, в первую очередь, в эпосе, устных исторических рассказах, героических песнях, в песнях-плачах, в народных напевах и в сказках. Далеко за пределами Адыгеи известны героические сказания о богатырях-нартах — Нартский эпос.